Воскресенье, 24.11.2024, 09:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Роль воды в жизни древних чувашей

По представлениям древних чувашей в природе существуют четыре стихии, которым не подвластна воля человека: Вода, Земля, Огонь и Ветер. Я хочу вам рассказать о водной стихии, о том как представляли ее древние чуваши и о ее роли в жизни человека. Также хочу описать ритуальные и обрядовые действия чувашей, направленных на обуздание и управление стихией Воды.
Вот, например, пысăк учук (халăх учук) «большое жертвоприношение» («народное жертвоприношение»). Люди благодарили духов и богов за выращенный урожай, за благополучную зимовку скота и просили дальнейший приплод, желали здоровья и достатка всем. Его как правило, проводили раз в 9 лет. Близкий к этому обряду  уй чÿк «полевое моление» - учук означает « полевое моление, совершаемое народом и обращенное к турă «богу» с целью способствования получению хорошего урожая. Его проводили ежегодно, по крайней мере, не реже одного раза в три года.
В день учук все мылись в бане и надевали чистые рубашки.
Жертвенных животных чередовали из года в год. В основном приносили в один год лошадь, а в другой – быка. Эти животные считались самыми ценными. В самом деле, у земледельца и скотовода от наличия лошади и быка одинаково зависело все благополучие, даже жизнь. Лошадь выбирали масти турă «сивая», что буквально означает «бог» или «угодная богу». Бык должен быть черной масти, кроме этого, он должен быть холощеным. Жертвоприношение гнедой лошади или холощеного быка порождало у людей надежду на благополучное будущее: турă «бог», довольный подарком, ниспошлет блага, думали чуваши.
Для проведения обряда учук необходима вода, поэтому жертвоприношение проводили обычно у родника. В церемонии участвовали только старики, которые заранее одевались в верхнюю одежду. Вначале жертвенного животное надо было обливать водой – в знак того, примет ли турă «бог» его в жертву. Как те, кто держал животных за недоуздок, так и остальные участники обряда во время обливания водой стояли, обратившись лицом на восток. Если животное не встряхивалось, то обливали снова, когда и это не действовало, то его отпускали в стадо или продавали. Деньги оставляли на учук следующего года. Как только жертва встряхнется, все вставали на колено и кланялись богу турă. Такое животное тут же резали, считая, что оно принято богом.
Мясо обмывали водой из родника и варили. К этому времени к месту моления подходило почти все население. Перед едой всем участникам молитвы раздавали в руки по кусочку мяса. Молитву произносили стоя. «Всем народом, совместно с девушками и женщинами, детворой, принося черного быка, упоминаем, тебя благодарим, бог учук. Дай возможность сберечь зерно, посеянное на этом поле, дай изобилие, дай возможность благополучно собрать на гумно. На гумне дай бережливость, вороху. Муке, товару, купленному дай изобилие. Дай накормить голодного и обогреть замершего, приходящих в дом. Дай, чтобы шищему можно было подать, турă. Аминь», -  говорилось в молитвословии.
Вот еще один обряд, связанный поклонению воды. Çумăр чук (çумăр - «дождь») проводится сельской общиной или улицей. Поводом для проведения служила знойная погода, мешавшая нормальному росту хлеба и грозившая бедствием всей деревне. Периодичность проведения - ежегод­но.
На месте общественного моления непременно должна быть вода. В тех источниках, в которых говорится, что обряд проводился у оврага, имеется в виду наличие воды хотя бы симво­лически: если воды бывало недостаточно, то парни загодя делали запруду. Те же требования соблюдались в случаях, когда данный обряд проводился в лесу.
Çумăр чук - наиболее утвердившийся и понимаемый всем этно­сом термин. Однако он имеет множество вариантов, наиболее близкий - это шыв чукĕ. Основную массу участников обряда составляли дети, однако всю сакральную часть исполняли старухи, приходившие на обряд в малом количестве. При этом соблюдали принципы тайны.
Парни с котомками и чирясами ходят из дома в дом и собирают муку, солод, хмель, крупу, масло, соль, молоко, яйца и по одному пашалу. Собранные продукты приносили в дом, расположенный у оврага, и отдавали хозяйке, которой помогали другие женщины. Они затапливали печь, пекли пашалу, варили кашу.
Жертвенные животные в этом обряде - жеребенок, баран и овца, при том баран и овца должны быть черной масти. Животные приобретаются на собран­ные у народа деньги. Особое место занимают воробей и ласточка. Воробья, например, во время варки каши привязывают за стебель, воткнутый в землю, отпускают во время ритуального купания. Аналогично поступают и с ласточкой: ее обмазывают маслом и отпускают с надеждой, что она улетит к богу, чтобы рассказать об усердии народа.
При заклании соблюдали особые правила. Жертву привязывали к дереву так, чтобы ее голова была обращена вверх. Считали, что таким образом она просит бога о послании дождя на поля. При этом ее кололи в бок, отчего животное кричало.
На место моления ставили стол, а на стол клали хлеб и соль.
На моление приглашали хорошо знающих порядок проведения чÿк старика или старуху. Молитва произносилась над большими котлами с кашей  и мясом, вмещающими до двадцати ведер. Моля­щийся должен быть одет в сукман (верхняя одежда), шапку держать под мышкой левой руки, стоять лицом на восток. Как молящийся, так и стоящие рядом при произношении слов молитвы брали в руки кусочки мяса, вырезанные из разных мест туши. Дети туда не допускались и за происходящим следили издали.
Молельщик обращался к духу чук от имени всего народа. Он, в частности, говорил: «Весь народ (букв.- черный люд) тебя упомина­ет, на тебя полагается. Чук, помилуй! Дай твоего теплого и доброго дождя! Чÿк, помилуй! Добрый дух чук, прими радушно, смилуйся принесенным!». В конце молитвы говорилось: «Помилуй, тура». Затем все становились на колени и кланялись земле.
Каша непременно входит в жертвенную трапезу. Варится она в котле на масле и молоке с добавлением яиц.
Приготовленную пищу после моления съедают. Сначала ели старики, а затем продолжала трапезу молодежь. Потом подходила детвора с чашками и ложками. Помолившись, старухи и старики, разломав лепешки на несколько частей, раздают детям, дают им также каши, разливают по чашкам и бульон.
Поев, все еще раз кланяются, став на колени, и заходят в воду в одеждах. Начинается взаимное обливание водой. Выйдя из воды, молодежь ходит по улицам с ведрами, обливая всех встречных.
С просьбой ниспослать дождя участники обряда обращались и к духам предков: шли на кладбище и обливали могилы, думая, что духи предков не дают дождя.
Чÿк от градобития также проводился на подобию çумăр чÿк. Обрядовые действия и моления проводились несколькими деревнями сообща.Длился обряд до пяти дней. Как и в других случаях, местом жертвоприношения служила площадка с обязательным наличием воды. В жертву ежед­невно приносили лошадь, теленка, овцу, гусей и уток. Пресная лепешка "пашалу" и каша пата входили в состав обрядовой еды. Моление проводилось одетыми в сукман стариками, которые во время оного шапки держали под мышкой. Обращались они, как всегда, в сторону востока. Остальная масса стояла, держа в руках по кусочку мяса. Один из стариков произносил слова молитвы, а другие после каждого оборота речи повторяли: «Чук, довольствуйся». После этих слов в каждый раз следовал земной поклон. Текст молитвы во многом схож с молитвой чуклеме (см. в системе родовых обрядов), т.е. просили от одного зерна вырастить тысячу зерен, да чтобы стебель был с камыш, а колос - с палочник и т.д.
У чувашей почти все обряды проводились с прменением домашнего пива. Поэтому существовал такой обряд как сăра чук - жертва пивом. (Чув. сăра — «пиво»; индоиран. sura (сура) — «грубый опьяняющий напиток». Этноним "сура" в древности означало воду, отсюда название реки Сура - я.). Посвящен уборке нового урожая. Сроки проведения разные, ибо (из-за отсутствия клетей и по другим соображениям) крестьяне молотили хлеб и зимой. В дом приглашаются родственники, могут принять участие и соседи. Стол ставится у двери. Кладется хлеб, соль, сырок, каждому присутствующему наливается кружка пива. Руководитель обряда всем велит встать на ноги. Сам, стоя, под мышкой держит шапку. Он же произносит слова молитвы. После каждой части речи я и пьют пиво. Молитва состоит ровно из девяти частей, ая часть посвящена определенному духу: 1)богу-отцу, 2)богу-сыну, 3)богу - чистому воздуху, 4)матери бога, 5)богу земли, 6)богу ветра, 7)богу воды, 8)богу поля, 9)богу дома. На этом собрании водка - ни домашняя, ни покупная - не употреблялась. Затем хозяева угощают кашей и гости расходятся. Сара чук относится к категории родовых, всем селом с широким кругом приглашенных он не проводится. Время проведения может продлиться до весны. Представляет собой вариант чуклеме.  
Совершали обряды и молитвы с пивом и по более конкретным случаям (перед едой, при входе в новый дом, при надевании новой одежды и т.д.). При открытии бочки пива, например, обязательно Проводился обряд с пространной молитвой. До своего бога чуваши стремились довести, что они приготовили из нового хдеба пиво и приносят в виде жертвы одну бочку. Ставили в известность, что шерпет «сладость» от пива предназначается тура, а горечь - им. Просили дать возможность заполнить все семь клетей (естественно, здесь имеем дело с поэтическим преувеличением) добротным хлебом, чтобы хватило на еду, на питье, дать в долг, накормить посетителей, умоляли сохранить и приумножать домаш­ний скот, пчел.
Как мы сказали, у чувашей почти все обряды проводились с применением домашнего пива (Киремет чÿкĕ "жертвоприношение злым духам", Мункун "пасха". Чÿклеме "жертвоприношение духам плодородия", Хывни "жертвоприношение духам предков", Автан сăри (петушиное пиво) "обряд кормления духов предков" и т. д).
Особенно интересны свадебные обряды с применением магической силы воды. Вот, например, обряд Шыв çулĕ. После обрядов «Брачная ночь» и «Девичья честь» молодая становилась çĕнĕ çын (букв, «новый человек»), т.е. новым членом семьи. Утром она должна была сходить за водой. Ходила, как показывает сравнительный материал, не к колодцу, а к реке или ближайшему ключу. Видимо, учитывался культурный характер колодца, где, естественно, духи отсутствовали. В составе сопровождающих ее были одна женщина, маленькая девочка, молодежь, девушки (варианты: девушки и парни; все участники свадьбы). Обыкновенно, она несла ведра на коромысле.
У воды маленькая девочка или сопровождающая женщина два или три раза черпали воду, каждый раз çĕнĕ çын нарочно ее проливала, затем молодая давала колечко девочке и со словами «Я и сама могу» черпала воду. Разумеется,  çĕн çын откупалась колечком за воду.
У чувашей, когда молодая первый раз шла за водой, она должна была сказать так: «Воду беру для турă (бога), не для самих, эта вода не для нас». Если она скажет для турă, то дух, находящийся в воде (шыв турри "бог воды"), не будет препятствовать. Если она не скажет так, то дух воды нашлет порчу.
По дороге молодежь не давала спокойно идти, все время норовила пролить воду. Если молодая не успеет приветствовать их, те могут пролить.
Дома она эту воду подносила всем присутствующим. Те клали ей в чашку деньги. Подношение воды показывает, что она породнилась с новыми людьми. 
Чуваши данный обряд называли шыв çулĕ пуçлани «прокладывание дороги к воде».
На принесенной воде молодая жена варит çĕн çын салми «салму нового человека». Все рассаживаются за стол. Затем стоя молятся турă; в это время старший дружка стоит рядом с молодыми. После моления муж и жена три раза берут салму, не касаясь ложкой края чашки. Поев çĕн çын салми , участники свадьбы расходятся.
Таким образом, вода в жизни чувашей имела важный фактор быта и существования. Вода для была и чудодейственной силой, и исцеляющим эликсиром, и очищающим элементом, и удовлетворяющей жажду напитком. Недаром в словаре чувашского языка Н.И.Ашмарина (17 томник) есть следующие понятия: шыв турри "бог воды", шыв турри амăшĕ "мать бога воды", шыв турри умĕнче çÿрекен ырă "божество добра при боге воды", шыв пÿлĕхçи "божество водяного провидения", шыв пÿлĕхçи амăшĕ "мать божества водяного провидения", шыв синкерĕ "божество водяной беды"... Значит, вода есть дух и предмет святой природы. Так сбережем же ее всем миром!
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 35
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Экологический календарь
Экологические праздники