Для русских вода, огонь и
земля были и до некоторой степени остаются дивными стихиями. Говорили, что вся
вода произошла из волшебного источника. Согласно духовным стихам о
легендарной "Голубиной книге",
в которой рассказывается о сотворении человека и природном явлении земли, реки
сначала появились из- под волшебного камня,
"всем камням отца", белого камня, нареченного
"алатырь". Отсюда они растеклись по всему миру и являются источником
как исцеления, так и питания. В русском фольклоре вода тесно связана с кровью и
жизненной силой. Например, волшебная живая и мертвая вода может соединить
воедино изрубленное тело и оживить его.
С приходом христианства русские не перестали
почитать воду и приносить ей жертвы. Вода была в некотором смысле кровью в
жизненной системе раннего русского государства. С десятого века и далее мы
находим в различных текстах ссылки на молитвы и жертвоприношения, связанные с
водой, священными источниками и колодцами. В своде законов, так называемом "Уставе Владимира Святославича",
который, как утверждают многие исследователи, появился до монгольского нашествия
тринадцатого века, среди поступков, подлежащих скорее духовному, чем светскому
суду, упоминались "молитвы под
овином, в рощах и у воды". Спустя столетия после официального крещения
Руси в списке вопросов, на которые надо было ответить во время исповеди,
сохранились и такие, где говорится об обожествлении родников, колодцев и озер,
а также деревьев, камней и небесных тел.
На многих местах языческого поклонения у воды
со временем были воздвигнуты церкви и часовни, а "открытие" святости места
приписывали христианским отшельникам и святым. Эти места украшали иконами
Богоматери, а также иконами и деревянными фигурками Параскевы Пятницы, которой,
помимо других функций, была отведена роль покровительницы воды. Появились
новые, христианские легенды о великих русских озерах. Наибольшей известностью
среди них пользуется легенда об ушедшем под воду граде Китеже, расположенном в
верховьях Волги. В 1238 году смерть князя Георгия Всеволодовича в плену у
Батыя, хана монгольской орды, оставила город без защиты от неверных, которые,
несомненно, истребили бы жителей города и сожгли его церкви. Чтобы спасти
город, говорится в легенде, Бог погрузил его в находившееся неподалеку озеро,
из-под вод которого долгое время продолжали доноситься звон колоколов и молитвы
истинно верующих.
Вода, особенно родниковая, или "живая", продолжает оставаться
объектом поклонения. В девятнадцатом веке все еще приносили жертвы духам,
живущим в воде: подарки в виде платков или лент привязывали к деревьям,
растущим рядом, а деньги, украшения и даже традиционную для Пасхи, Рождества
или Нового года пищу бросали в колодцы. Можно проследить и воспоминания о жертвоприношениях живых людей
в ритуальном "утоплении"
антропоморфных фигур. Например, каждый декабрь
в канун дня святого Николая, который покровительствует морякам и рыбакам, в Онежское озеро, что на
севере России, бросали соломенное чучело
человека. Ритуал, зафиксированный учеными в
первой четверти двадцатого века, проводили старики, по одному из каждой
рыбацкой семьи. Это указывало на особую важность данного ритуала для всей
общины. Соломенное чучело отправляли в озеро в дырявой лодке, которая
обязательно должна была тонуть вместе со своим грузом. (Источник: http://mithology.ru/Voda.html)
Водяной, водяник, водовик, в славянской мифологии злой дух, воплощение опасной и грозной водной стихии. Чаще всего он выступал в облике мужчины с чертами животного - лапы вместо рук, рога на голове, или безобразного старика, опутанного тиной с длинной бородой. Наши предки верили, что водяные - это потомки тех представителей нечистой силы, которых бог низвергнул с небес в реки, озера и пруды.
Особенно любит водяной забираться на ночлег под водяную мельницу, возле самого колеса, оттого в старину всех мельников непременно числили колдунами. Однако есть у водяных и свои дома: в зарослях тростника и осоки выстроены у них богатые палаты из ракушек и самоцветных речных камушков. У водяных есть свои стада коров, лошадей, свиней и овец, которых по ночам выгоняют из вод и пасут на ближних лугах. Водяные женятся на русалках и красивых утопленницах.
Когда в половодье от весеннего таяния снегов или от долгих проливных дождей выступит река из своих берегов и стремительным напором волн поломает мосты, плотины и мельницы, крестьяне думают, что это водяные подпили на свадьбе, предались буйному веселью и пляскам и в своей гульбе разрушили все встречные преграды. Ну а когда жена водяного должна родить, он принимает вид обыкновенного человека, является в город или деревню, приглашает к себе повивальную бабку, ведет в свои подводные владения, а потом щедро награждает за труд серебром и золотом. Рассказывают, что однажды рыбаки вытащили в сетях ребенка, который резвился и играл, когда его опускали в сетях в воду, но томился, грустил и плакал, когда приносили в избу. Ребенок оказался детищем водяного; рыбаки отпустили его к отцу с условием, чтобы тот нагонял им в сети как можно больше рыбы, и это условие было соблюдено. Впрочем, если водяной идет в люди, пусть и приняв человеческий облик, его легко узнать, потому что с левой полы его постоянно капает вода: где бы он ни сел, место постоянно оказывается мокрым, а начнет причесываться - и с волос струится водица.
В своей родной стихии водяной неодолим, а на земле сила его слабеет. Но уж на реках все рыбы ему подвластны, все бури, штормы и ураганы: он бережет пловца - или топит его; дает рыбаку счастливый улов - или рвет его сети. Случается, что рыбаки, подымая невод, вытаскивают вместе с рыбою и «водяного чуду», который тотчас же разрывает сеть, ныряет - и уводит за собою всю добычу. Один рыбак, завидев, что река несет мертвое тело, взял утопленника в лодку, но, к его ужасу, мертвец вдруг ожил: вскочил, захохотал и бросился в пучину. Так подшутил над ним водяной.
Обыкновенно он ездит на соме, а потому в некоторых местностях рыбу эту, «чертова коня», не советуют употреблять в пищу. Однако пойманного сома не следует бранить, чтобы не услыхал водяной и не вздумал отомстить за него. : При дневном свете водяной большей частью скрывается в глубине, а в ночном сумраке выплывает: то в образе огромной обомшелой щуки, а то в своем истинном виде. Тогда можно увидеть, что при молодой луне волосы его свежи и зелены, будто водоросли, а на исходе месяца - седы. Так же меняется и возраст водяного: при рождении месяца он молод, на ущербе - стар.
Вынырнет водяной лунной ночью из волн, обмотается тиной, наденет на вострую голову шапку из куги (есть такое безлистое водяное растение), оседлает корягу и поплывет проказить. То хлопает по воде ладонью - и звучные удары его слышны далеко по плесу. То среди совершенной тишины вдруг где-нибудь заклубится, запенится вода, из нее выскочит водяное чудо и скроется, а в тот же миг в полуверсте от этого места вновь заклубится вода, вновь выставляется голова водяного... В ночную пору частенько дерутся водяные с лешими, отчего идет по лесу грохот и треск падающих деревьев, громко раздается во все стороны плеск волн.
Над теми людьми, которым судьба определила утонуть, водяной получает таинственную власть, которой ничем нельзя избегнуть, поэтому иные суеверы не решают оказать помощь тонущему: все равно, мол, от судьбы не уйти!
Подобно домовому, который все тащит из соседских кладовых и амбаров в собственный дом, водяной ухитряется переманивать к себе рыбу из чужих рек и озер.
Летом он бодрствует, а зимой спит, ибо зимние холода запирают дожди и застилают воды льдами. С началом же весны, в апреле, водяной пробуждается от зимней спячки, голодный и сердитый, как медведь: с досады ломает он лед, вздымает волны, разгоняет рыбу в разные стороны, а мелкую и совсем замучивает. В эту пору гневливого властелина реки ублажают жертвами: поливают воду маслом, даруют гусей - любимую птицу водяного.
У западных славян водяной назывался Езерним - озерный дух. У него тоже было множество подданных: свитежанки, гопляны и западлинки. Подобно водяницам, они соблазняли неосторожных молодцев своей красотой и увлекали их на дно, чтобы увеличить число подданных Езернима. Возлюбленной его была покровительница горных потоков, которые бегут с вершин в озера, питая их.
Если люди чем-то умудрялись прогневить Езернима, он насылал на них зловредных страшил Чудака и Топельца, а также уродливых водяных дев плюскон, которые до смерти пугали по ночам неосторожных рыбаков. В болото заманивал их Злыдень. (Источник: http://www.inomir.ru/civilization/ancient_slavs/53266.html)